В истории теории цвета, посвященных исследованию феномена цвета немало загадочных страниц. Так, например, за два года (1708) до вышедшей в свет публикации сэра Исаака Ньютона об оптической природе цвета в 1710 году, в печати появился трактат о цвете некоего Клода Бута. В этом сочинении связь между Ньютоновской теорией цвета и представленным в типографском издании рисунком двух цветовых кругов, напоминающих семичастный цветовой круг И. Ньютона, является слишком очевидной, как по внешнему виду, так и по сути сопроводительного текста. Автором сочинения "Трактат о живописи в природе" (Traité de la peinture en mignature) принято считать Клода Бута, или его издателя Христофа Балларда (Christophe Ballard).
Однако, до сих пор не ясно, были ли эти теоретические представления непосредственным источником вдохновения для И. Ньютона, или нет. Во всяком случае никаких исторических свидетельств на этот счет не найдено. Первый круг содержит семь цветов, фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, алый, и малиновый. Второй круг из 12 цветов добавляет золотисто-желтые, красные, фиолетовые, цвета морской волны и желто-зеленые цвета. В целом включение этой репродукции в трактат является несколько загадочным. Трактат был отпечатан, по меньшей мере, в пяти изданиях без этой интригующей части. Цветовые круги и сопроводительный текст появляются в нем лишь эпизодически в последующих редакциях.
Этот трактат-наставление художникам неоднократно переиздавался по всей Западной Европе примерно с 1672 до конца восемнадцатого века. Представленные на этой репродукции цветовые круги, начиная с 1708 года, по мнению современных зарубежных историков являются самыми ранними примерами публикаций цветового круга якобы в стиле Ньютона.
Следует сказать, что 12-ти частный цветовой круг, опубликованный в этом трактате, по своей структуре напоминает не только цветовой круг Эвальда Геринга, но также и цветовой круг Альберта Манселла, в которых оппонентный принцип взаимно дополнительных цветов составляет конструктивную их основу.
Для сравнения нижний рисунок, иллюстрирующий основные положения И. Ньютона в 7-ми частном цветовом круге.
|