Понедельник
06/Мая/2024
06:28
 
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ГЕНЕРАТОР
 
ПРИВЕТСТВУЮ ВАС Прохожий | RSSГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Каталог статей | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
МЕНЮ САЙТА
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • ГАЛЕРЕЯ
  • СТАТЬИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • ФОРУМ
  • FAQ (вопрос/ответ)
  • ОБ АВТОРЕ
  • О ПРОГРАММЕ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА
    О творчестве Иогана Вольфганга Фон ГЁТЕ [4]
    Биографические материалы исследований творчества И. Гете
    Иоган Вольфганг Фон ГЁТЕ "К УЧЕНИЮ О ЦВЕТЕ [ ХРОМАТИКА ]" [3]
    К УЧЕНИЮ О ЦВЕТЕ [ ХРОМАТИКА ] в издании Академии наук 1957-го года из серии «Классики науки»
    АНОНИМНЫЙ ОПРОС
    КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ
    Всего ответов: 1863
    Главная » Статьи » Персоналии » Иоган Вольфганг Фон ГЁТЕ "К УЧЕНИЮ О ЦВЕТЕ [ ХРОМАТИКА ]"

    ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ - ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ (ч. 1-я)
    ОПРАВДАНИЕ ЗАМЫСЛА

    Когда человек, побуждаемый к самому непосредственному наблюдению природы, вступает в борьбу с ней, то сначала он испытывает чрезвычайно сильное желание подчинить себе предметы. Однако это продолжается недолго; предметы так властно теснят его, что он ясно начинает чувствовать, как много у него оснований признать их мощь и чтить их воздействие. Едва он убедится в этом взаимном влиянии, как замечает двоякую бесконечность: в предметах — многообразие бытия и становления и живо перекрещивающихся отношений, а в самом себе — возможность бесконечного совершенствования, выражающегося в том, что свою восприимчивость и свое суждение он постоянно приспосабливает к новым формам восприятия и противодействия. Эти состояния доставляют высокое наслаждение и могли бы составить счастье всей жизни, если бы внутренние и внешние затруднения не создавали препятствий этому прекрасному движению к совершенству. Годы, ранее дарившие, начинают отнимать; приходится в меру своих возможностей удовлетворяться приобретенным, наслаждаться им в тиши, тем более, что искреннее, чистое, оживляющее участие извне встречается так редко.

    Сколь немногие способны воодушевляться тем, что в сущности доступно только духу! Ощущения, чувства, настроение владеют нами в гораздо большей мере, и это правильно: мы рождены для жизни, а не для созерцания.

    К сожалению, однако, и у тех, кто посвятил себя познанию, науке, редко можно встретить желаемое участие. Рассудочному человеку, подмечающему частности, точно наблюдающему, анализирующему, до известной степени в тягость то, что вытекает из идеи и ведет к ней обратно. В своем лабиринте он на свой лад чувствует себя как дома, без заботы о нити, которая скорее вывела бы из него; и такому человеку невычеканенный в монету металл, не могущий быть сосчитанным, кажется обременительным имуществом; напротив, тот, кто находится на более возвышенной точке зрения, легко пренебрегает единичным, и все то, что живет лишь обособленно, он насильственно стаскивает вместе в мертвящую всеобщность.

    В этом конфликте мы находимся уже с давних пор. Немало за это время было создано, немало — разрушено; и я не поддался бы искушению пустить в утлом челне мои воззрения на природу в океан мнений, если бы в недавно минувшие часы опасности3 мы бы так живо не почувствовали, какую ценность имеют для нас бумаги, в которых мы некогда стремились запечатлеть часть своего бытия.

    Пускай же то, что в юношеском пылу часто грезилось мне как целое произведение, ныне появится как набросок, даже как фрагментарный сборник, и таким, как оно есть, действует и приносит пользу.

    Вот все, что я хотел сказать, предлагая доброжелательному вниманию моих современников эти многолетние наброски, отдельные части которых более или менее закончены. Многое, что еще следует сказать, удобнее будет ввести дальше, в процессе развития этого издания.

    Иена, 1807 г.

    ПОЯСНЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ

    Когда мы рассматриваем предметы природы, особенно живые, таким образом, чтобы уразуметь взаимосвязь их сущности и деятельности, то нам кажется, что мы лучше всего достигнем такого познания путем разъединения частей; и действительно, этот путь может вести нас очень далеко. Что внесли химия и анатомия для понимания и обозрения природы - об этом друзьям науки достаточно напомнить лишь немногими словами.

    Однако эти разделяющие усилия, продолжаемые все дальше и дальше, имеют и свои недостатки. Живое, правда, разложено на элементы, но вновь составить его из таковых и оживить оказывается невозможным. Это относится даже ко многим неорганическим телам, не говоря уже об органических.

    Вот почему у людей науки во все времена обнаруживалось влечение познавать живые образования как таковые, схватывать внешние видимые, осязаемые части в их взаимосвязи, воспринимать их как проявления внутренней природы и таким образом путем созерцания овладевать целым. В какой мере эта научная потребность находится в близкой связи с художественным и подражательным влечением, нет, конечно, надобности излагать здесь подробно.

    В процессе развития искусства, знания и науки можно поэтому найти много попыток основать и разработать учение, которое мы склонны назвать морфологией. В сколь различных формах такие попытки проявляются, об этом будет речь в исторической части.

    У немца для комплекса проявлений бытия какого-нибудь реального существа имеется слово Gestalt4. Употребляя его, он отвлекается от всего подвижного и принимает, что все частности, входящие в состав целого, прочно установлены, закончены и закреплены в своем своеобразии.

    Однако, если мы будем рассматривать все формы, особенно органические, то найдем, что нигде нет ничего устойчивого, ничего покоящегося, законченного; что все, напротив, скорее зыблется в постоянном движении. Поэтому наш язык достаточно обоснованно употребляет слово «образование» как в отношении к чему-либо возникшему, так и к еще возникающему.

    Таким образом, если мы хотим дать введение в морфологию, то мы, собственно, не можем говорить о форме; а употребляя это слово, во всяком случае должны иметь при этом в виду только идею, понятие или нечто, лишь на мгновение схваченное в опыте.

    Все образовавшееся сейчас же снова преобразуется, и мы сами, если хотим достигнуть хоть сколько-нибудь живого созерцания природы, должны, следуя ее примеру, сохранять такую же подвижность и пластичность.

    Когда мы анатомическим путем разлагаем тело на части, а эти части на то, на что они могут делиться, то в конце


    ПОСМОТРИТЕ НА РАБОТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ САЙТА В ПРОГРАММЕ КОЛОР●ТОН2D





    Категория: Иоган Вольфганг Фон ГЁТЕ "К УЧЕНИЮ О ЦВЕТЕ [ ХРОМАТИКА ]" | Добавил: Админ (28/Ноября/2009) | Автор: Владимир Одношивкин
    Просмотров: 899 | Комментарии: 1
    Всего комментариев: 1
    1 основатель  
    1
    Материал был найден ЗДЕСЬ

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    ФОРМА ВХОДА
    Логин:
    Пароль:
    ПОИСК ПО САЙТУ
    ПАРТНЕРЫ САЙТА
    СТАТИСТИКА
    ОБЛАКО ТЕГОВ
    Гете Теория цвета Последовательный контраст Цветовая гармония Цветоведение Цветовые иллюзии Оптические цветовые иллюзии КОЛОР●ТОН2D композиционный генератор цвет в природе
    Copyright Одношивкин В.Н. © 2024