Понедельник
23/Октябрь/2017
14:50
 
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ГЕНЕРАТОР
 
ПРИВЕТСТВУЮ ВАС Прохожий | RSSГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Каталог статей | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
МЕНЮ САЙТА
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • ГАЛЕРЕЯ
  • СТАТЬИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • ФОРУМ
  • FAQ (вопрос/ответ)
  • ОБ АВТОРЕ
  • О ПРОГРАММЕ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА
    Интерактивные пособия по цвету [5]
    Flash технологии, поставленные на службу теории и практики цвета
    АНОНИМНЫЙ ОПРОС
    КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ
    Всего ответов: 1854
    Главная » Статьи » Общепопулярное о цвете » Интерактивные пособия по цвету

    В продолжение темы о том как мы видим. Опыт проверки цветовой гармонии произведений изобразительного искусства методом инверсии изображения.
    КАК МЫ ВИДИМ ЦВЕТ
    «Опыт проверки цветовой гармонии произведений изобразительного искусства методом инверсии изображения».


              В основе теории оппонентных процессов восприятия цвета [1] лежит научно доказанное представление о феномене последовательного цветового контраста, на который  в своей книге «К учению о цвете (Хроматика)» [2] впервые и задолго до Эвальда Геринга обратил внимание немецкий поэт, мыслитель и исследователь Иоганн Вольфганг Фон Гёте. На опытно-экспериментальной базе исследований он убедительно показал, что восприятие цвета напрямую зависит от способностей мозга воспринимать контрастные цветовые отношения. На основе данных этих  исследований И. Гёте установил, что наше восприятие цвета является не прерогативой оптики, а отличительной особенностью психики. /*3*

    Строение мозга. Зоны цветовох ощущений.

              Все цвета в нашем восприятии при их неожиданном исчезновении вызывают ощущения им противоположных цветов. Аналогично понятию музыкальной гармонии в теории музыки приятные цветовые отношения, образованные на основе последовательного цветового контраста, он отнес к гармоничным цветовым отношениям, а неприятные (близкие) цветовые отношения – к  дисгармоничным. Однако, примечательно то, что отмеченный выше феномен последовательного цветового контраста при восприятии оппонентных цветов никакими из имеющихся в современной науке инструментами зафиксировать невозможно. Не исключением является и фото, видео фиксация.
              Эта феноменальная особенность психики  позволила  многим независимым исследователям предложить свои собственные объяснения искомому понятию цветовой гармонии. На основе догадок и предположений были предложены различные спекулятивные версии природы цветовой гармонии, не имеющие под собой научного фундамента [3]. Тем не менее, как все же удалось доказать современными научными исследованиями, подобное феноменальное свойство человеческой психики лежит в основе восприятия цветовых отношений. Одним из доказательств существования оппонентных цветов, а, следовательно, и существования цветовой гармонии, является искусственно вызываемый феномен оптических цветовых иллюзий с заранее известным результатом. Этому феноменальному явлению  посвящено множество современных научных работ ученых разных стран мира.

    Восприятие цвета

              Среди них стоит особо выделить японского ученого, профессора факультета  психологии из Киотского университета А. Китаока. Эксперимент за экспериментом он наглядно доказывает на примерах особенностей человеческой психики, что феноменология восприятия цвета напрямую связана с неврологическими процессами, происходящими в специальном отделе затылочной части головного мозга под названием «Brizzle» (непереводимый с английского языка специальный научный термин). Именно в этом отделе происходит расшифровка электрохимических сигналов, поступивших от зрительных сенсоров (палочек и колбочек), расположенных в сетчатке глаза. Здесь поступившие сигналы преобразуются в то, что принято в обыденной речи называть ощущениями цвета.
              Серия репродукций с сайта факультета психологии Киотского университета Ritsumeikan (Department of Psychology, College of Letters, Ritsumeikan University Kita-ku, Kyoto, 6038577, JAPAN), убедительно доказывающих феноменологию, в том числе и цветовых оптических иллюзий, заслуженно носят имя их автора Акийоши Китаоки (Copyright Akiyoshi Kitaoka) [4].

    Иллюзии возникновения оппонентного (взаимно дополнительного) цвета:
    1. Иллюзия зеленоватого цвета глаз (при проверке инструментом "Пипетка" в ФотоШопе цвет глаз серый);

    оптическая иллюзия цвета

    2. Иллюзия розоватого цвета глаз (при проверке инструментом "Пипетка" в ФотоШопе цвет глаз серый)

    оптическая иллюзия цвета

    3. Иллюзия возникновения ощущения оппонентного цвета. На самом деле малые градиентные квадратики серого цвета.
    оптическая иллюзия цвета      оптическая иллюзия цвета


    оптическая иллюзия цвета      оптическая иллюзия цвета

    4. Иллюзии движения:1. Иллюзия скачущих белых точек внутри решеток (рис. слева и рис. справа)

    оптическая иллюзия      оптическая иллюзия

    5. Иллюзия медленного движения вертикальных валов. На самом деле это не анимация, а статичное изображение.

    оптическая иллюзия движения

              Автор этих иллюзий показывает причину их возникновения, которая проявляется благодаря физиологическим зрительным особенностям пространственного восприятия цвета и формы объектов. Более всего они напоминают неравномерное скачкообразное движение в визуальном пространстве – мелкими и крупными «мазками» от детали к целому, от детали к детали и вновь к целому, от целого к детали и вновь обратно, и т.п. Именно это свойство зрительной системы анализировать видимое позволяет утверждать, что визуальные образы, возникающие в нашем представлении, создаются психикой и воспринимаются благодаря внешне едва заметным микродвижениям глаза, прерывисто сканирующим изображение в целом и в деталях.


              Иными словами, эта эволюционная особенность  человеческого зрения воспринимать мир в движении, позволяет в отличие от многих животных видеть и оценивать статичные, неподвижные объекты. Например, этого преимущества лишены насекомые, некоторые виды рыб, рептилий, в частности – лягушки, которые не способны обнаружить потенциальную жертву, застывшую в неподвижности.
              Но парадокс данного  эволюционного приобретения состоит и в том, что благодаря такой особенности восприятия мира наш мозг может ошибаться в зрительной оценке видимого. В таких случаях в психофизиологии принято говорить об оптических иллюзиях, которые возникают при определенных  условиях. Примечательно то, что в подобных иллюзиях раскрывается одна из сторон специфической особенности цветового восприятия.
              Мозг подает команды зрительной системе найти в цветовом хаосе такие элементы, которые могли бы успокоить возникающие дисгармоничные ощущения. Если необходимые элементы в цветовой среде не определяются, то организм отвечает на полученные раздражения адекватным образом.
              По оценкам исследователей, представителей клинической психологии, такие насильно навязанные пациенту  дисгармоничные ощущения способны вызывать болезненные физиологические реакции организма. Сигнальная система таким образом предупреждает мозг о дискомфортности среды, об опасности дальнейшего нахождения организма в небезопасных для него условиях. Психическая и физиологическая системы здесь работают совместно, требуя от мозга принятия незамедлительных решений. Как правило, эти процессы происходят на глубоко подсознательном, рефлекторном уровне и логической самооценке в бытовой практике не подлежат. Для выявления подсознательных психофизиологических, рефлекторных реакций организма на цветовые раздражители, которые могут привести к появлению негативных физиологических симптомов, в клинической психологии применяется цветовой тест Макса Люшера [5].
             Результаты тестирования по методике М. Люшера показывают четкую взаимозависимость между психофизиологическим состоянием пациента и качественными характеристиками цветового окружения. Наряду с научными исследованиями проводятся и современные художественно-экспериментальные исследования, направленные на выявление эмоциональных предпочтений по сходной методике погружения зрителя в заранее дисгармоничную цветовую среду. Они далеко уже не редкость и становятся едва ли не общим правилом. В этой связи нельзя не упомянуть о нашем современнике, всемирно известном датско-исландском художнике Олафуре Элиассоне (Olafur Eliasson), который в своих цветосветовых инсталляциях демонстрирует не только созидающую роль цветного света, его «магическое волшебство», но и показывает деструктивную роль цветного света, наполняя  пространство дисгармоничными цветовыми сочетаниями.

    Олафур Элиасон

    Олафур Элиасон. Эксперименты с цветным светом.

    Олафур Элиассон

    Олафур Элиассон

              Вызывая у зрителей острые эмоциональные переживания, он тем самым  провоцирует зрителей на ответные действия. Его инсталляции находятся в коллекциях крупнейших музеев современного изобразительного искусства различных стран мира и пользуются постоянным, неослабевающим интересом публики. «Олафур Элиассон объединяет искусство, науку и природные явления, создавая необычный сенсорный опыт. Борясь с пассивным характером традиционного восприятия искусства, он побуждает зрителя к активному участию» [6].

              Несмотря на то, что зафиксировать возникающие оптические цветовые иллюзии невозможно с помощью самых современных средств фото или видеотехники, поскольку все же они возникают только в ощущениях, а не в реальности, тем не менее, многие из моделей оптических цветовых иллюзий удается все же реконструировать и даже создать новые. Благодаря развитию интернет технологий, начиная с 2005 года одной из самых наиболее популярных современных цветовых иллюзий, показывающий природу оппонентной природы цветового восприятия, является иллюзия под названием «Lilac chaser». Она принадлежит британскому офтальмологу Джереми Л. Хинтону (Jeremy L. Hinton). В его гиф (gif) анимационной модели, вызывающей устойчивую иллюзию неожиданного появления  дополнительного зеленого цвета вместо исчезающего лилового, наглядно демонстрируется оппонентная теория природы цветового восприятия Эвальда Геринга.
              Впоследствии эта модель была значительно усложнена и доработана немецким ученым Михаилом Бахом (Michael Bach, 2005-2010 гг.), профессором факультета офтальмологии университета Killianstr во Фрайбурге (Freiburg, German). В его интерактивном варианте флэш (flash) анимационной цветовой иллюзии можно значительно усложнить исходные параметры модели, изменив самостоятельно все ее настройки вручную, и тем самым проследить все возможные вариации возникающего последовательного цветового контраста уже на примере других цветов, а не только лилового, или фиолетового. [7].


              В отличие от ранее и выше продемонстрированных примеров оптических цветовых иллюзий, которые убедительно иллюстрировали основной принцип, схематическую природу оппонентного цветовосприятия, эта видео анимация  /*1* наглядно и убедительно демонстрирует сам феномен реалистического последовательного цветового контраста. Он  возникает у зрителя после длительного восприятия сначала инвертированного цветного изображения, и тут же следом за ним появляющегося позитивного черно белого изображения. В строгом соответствии с научной теорией оппонентных процессов Эвальда Геринга у зрителя внезапно возникает ощущение «чудесного» появления вполне реалистического позитивного цветного изображения, в котором инвертированные цвета полностью заменяются, замещаются психикой на противоположные, дополнительные им цвета. Несмотря на то, что на самом деле позитивное изображение изначально построено только лишь на ахроматической шкале черно белых отношений, тем не менее, мозг воспринимает изображение цветным, контрастно дополняя отсутствующие здесь цвета ранее продемонстрированным инвертированным цветам. 

     

              Иллюзия цветной картинки возникает после смены изображений. Цветной негатив возбуждает ощущение полноцветного изображения при восприятии на самом деле всего лишь черно белого позитивного изображения. В том, что мы обманываемся, легко убедиться, сменив направление взгляда и посмотрев на перефирию изображения. Оно из цветного станет неожиданно черно белым! Автор Одношивкин В.Н 2009 © Красноярский государственный художественный институт. Кафедра "Искусство интерьера" Сайт "Композиционный генератор"  Сайт кафедры "Искусство интерьера"

              При переводе взгляда на детали исходного черно белого  изображения достаточно быстро проходящее ощущение цветного изображения наглядно демонстрирует господствующую роль психики в создании гармоничных цветовых отношений. Однако, при отсутствии таковых мозг способен и на обман, выдавая желаемое за действительное. Необходимость нейтрализации полученного цветового раздражителя замещением ему иного, противоположного (дополнительного), цвета составляет базисную основу понятия цветовой гармонии, является его формальным фундаментом и ключом к пониманию ее объективных психофизиологических закономерностей.
              В художественной профессиональной среде распространено устойчивое мнение, что следование научным законам психофизиологической природы цветовосприятия не согласуется с собственными задачами искусства, поскольку задачей искусства является создание не формально уравновешенных схем цветовой гармонии, а чувственно богатых, эмоционально насыщенных произведений. В них цветовая гармония является не окончательной задачей художника, а всего лишь одним из многих композиционных средств искусства,  наряду подчас с сознательно применяемой дисгармонией цветовых отношений.
              Господствующая цветовая гамма в живописном произведении, построенная на близких (дисгармоничных) цветовых отношениях, является вовсе не исключением в современном искусстве. Использование подобного приема позволяет достичь в живописи не только формального колористического единства, но и  придать всей  композиции остро динамичный характер, побуждая зрителя к не менее острым переживаниям. История изобразительного искусства знает множество примеров, подтверждающих эту точку зрения. Характерным примером, наглядно иллюстрирующим это положение, является работа Федора Малявина «Вихрь», в которой подавляющее количество красного цвета определяет в целом общий ее эмоциональный настрой. Казалось бы, что здесь сознательно игнорируется принцип цветовой гармонии, раскрывающийся в следовании закону оппонентного восприятия цвета. Но так ли это на самом деле?

    Ф. Малявин. Исследование цветовой гармонии

              При более внимательном исследовании колористических особенностей этой работы нельзя не обратить внимания на вспышки голубых и синих пятен цвета, разбросанных по плоскости картины. Количество их незначительно, но они появляются в прямом соответствии с законом оппонентного цветовосприятия, т.е. контрастно к доминирующим в картине оттенкам красного и желтых цветов. Активные зеленые и зелено-желтые аккорды, продолжающие заданную тему, гасятся ударами кисти фиолетового и пурпурного цветов, опять же в соответствии с научной теорией оппонентного восприятия цвета. Необходимо указать при этом на то, что массы оппонентных цветов в данном живописном произведении далеко не равны между собой, что придает всей работе в целом остро динамичный характер, столь созвучный ее названию.

    Ф. Малявин. Исследование цветовой гармонии

              Исходя из вышесказанного, следует высказать гипотетическое предположение о том, что (при условии наличия) в цветовой гармонии живописных произведений принцип равного долевого участия оппонентных цветов не соблюдается. Насколько справедливо это утверждение по отношению к другим произведениям живописи, покажет следующая серия аналитических экспериментов. С целью объективизации заявленных экспериментов воспользуемся графическим редактором Adobe Photoshop CS, который позволяет имитировать обратимый процесс позитив-негатив, применяемый в цветной фотопечати. Этот процесс принято называть инверсией. Поскольку инвертирование растрового изображения в компьютерных технологиях полностью уподобляется обратимому процессу в цветной фотопечати, и при инверсии реалистического фотоизображения происходит замена исходного цвета на дополнительный цвет без искажения господствующих цветовых отношений, то следует ожидать, что инвертированное изображение и репродукции живописного произведения будет подчиняться тем же самым правилам.
              С целью детальной визуальной сравнительной оценки полученного аналитического материала аналоговая репродукция художественного произведения размещается слева, а справа дается ее инвертированный вариант. В итоге визуального сравнения двух изображений, до инвертирования и после него, в следующих ниже произведениях живописи не отмечены нарушения закона оппонентного восприятия цвета, который в свою очередь базируется на феноменальном принципе последовательного цветового контраста (компьютерные модели Одношивкина  В.Н., размещенные в галерее сайта «Композиционный генератор» /*1*):

    1.    Андрей Рублев «Троица» (~ 1411 – 1420). Сергиево-Посадский ГМз./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета 

    2.    М.С. Сарьян «Финиковая пальма. Египет», 1911, ГТГ. /*1*

    М.С. Сарьян «Финиковая пальма. Египет». Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    3.    К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918, Русск. муз./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    4.    К.С. Петров-Водкин «Натюрморт с лимоном», 1918, частн. собр.,/*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    5.    M. Cassatt, «Lilac in a Window», 1880, Metropolitan Museum of Art./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    6.    В. Карначев, «Красный бык в зеленом», 2008, Ростов на Дону./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    7.    Винсент Ван Гог «Звездная ночь», 1889, MoMA, New York. /*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    8.    Анри Матисс «Крыши Коллиори», 1905, Эрмитаж, Спб./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    9.    Густав Климт «Танцовщица», 1916-1918, частн. собр., Париж./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    10.   Густав Климт «Женщина с веером», 1917-1918, частн. собр., Вена./*1*1

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    11.   В. Карначев, «Смотрящая из под шляпы», 2004, Ростов на Дону./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    12.   Аристарх Лентулов, «Василий Блаженный», 1913, ГТГ./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    13.   В. Карначев «Аллея», Ростов на Дону, частн. собр., 2002./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    14.   Густав Климт, «Портрет Евгении Примавези», частн. собр., 1913./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

    15.   Винсент Ван Гог, "Прогулка в Арли", 1888, Эрмитаж, Спб./*1*

    Проверка цветовой гармонии инверсией цвета

              Основываясь на итогах выше проведенных экспериментов можно утверждать, что после инверсии репродукций выбранных примеров произведений живописи исходные цветовые отношения оппонентных цветов сохраняются, изменяется только их процентное соотношение, что подтверждает высказанное ранее гипотетическое предположение о неравномерности долевого участия масс оппонентных цветов при образовании конкретной структуры цветовой гармонии. Иными словами, подобная неравномерность, неравенство масс оппонентных цветов является необходимым условием эмоционально  заинтересованного  «прочтения» произведения зрителем. Подобную цветовую гармонию можно назвать динамической цветовой гармонией.
              Вместе с тем, несмотря на явно прослеживаемую в этих примерах общность принципов соблюдения цветовой гармонии, базирующуюся на теории оппонентных процессов Э. Геринга, следует все же признать, что далеко не все произведения живописи строго придерживаются цветовой гармонии в соответствии с этой теорией. Таким образом, необходимо констатировать, что формальное наличие признаков цветовой гармонии в том или ином художественном произведении не является единственным основополагающим фактором, определяющим его цельность.
              Следует указать и на то, что отдельно рассматриваемое понятие цветовой гармонии в отрыве от ритмической композиционной структуры произведения искусства не в состоянии обеспечить желаемое его единство. Однако также необходимо признать, что соблюдение отмеченных выше правил цветовой гармонии во многом способно содействовать в определении искомой чувственной заразительности произведения, ибо основывается на фундаментально общих психофизиологических реакциях не только самого художника, но и зрителя. Именно в этом проявляется и раскрывается объективная сущность цветовой гармонии в искусстве. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что необходимость разработки теории цветовой гармонии прямого действия, способной объединить собственные задачи  проблематики гармоничных цветовых отношений с композиционными задачами, является, по мнению авторов этой статьи, одной из самых актуальных задач теории и практики колористической композиции в изобразительном искусстве, дизайне и архитектуре /*2*.

              Однако, данная  проблема уже выходит далеко за традиционные рамки обозначенного выше вопроса собственной проблематики цветовой гармонии и поэтому требует отдельного рассмотрения.

    Примечания:

              /*1* Иллюстративные материалы, использованные в данной статье, были разработаны проф. Одношивкиным В.Н. в качестве иллюстративно-методических пособий к его авторскому лекционному курсу учебной дисциплины «Теория и цвета» для 1-го курса специальности «Искусство интерьера». Эти материалы размещены им же на его авторском сайте «Композиционный генератор КОЛОРТОН».
              Решением УМС КГХИ материалы этого сайта рекомендованы для самостоятельной работы в качестве учебно-методического пособия по вопросам теории и практики цвета для студентов высших и средних специальных учебных заведений дизайна, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

              /*2* Основные выводы этой статьи апробированы  в течение ряда лет проф. Одношивкиным В.Н. при чтении им лекций по учебной дисциплине «Теория цвета» для студентов 1-го курса специальности «Искусство интерьера», а также проф. Смирновой Е.А. на практических занятиях по учебным дисциплинам «Цветоведение» и «Колористика» со студентами 1 и 2-го курсов специальностей: «Искусство интерьера», «Дизайн», «Художественная керамика».

              /*3* Скачать оригинал издания Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию - 1957 [«К учению о цвете (Хроматика)»] 

    книга Хроиатика И.В. Гете

    в формате djvu (предварительно установив на компьютер DjVu Browser Plug-in /Free-download/) можно с сайта "Искусство интерьера" ЗДЕСЬ.

    Программа djvu
             


    ПОСМОТРИТЕ НА РАБОТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ САЙТА В ПРОГРАММЕ КОЛОР●ТОН2D





    Категория: Интерактивные пособия по цвету | Добавил: Админ (01/Февраль/2011) | Автор: Одношивкин Владимир Николаевич E W
    Просмотров: 9157 | Теги: оппонентные цвета, Цветовая гармония, инверсия цвета
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    ФОРМА ВХОДА
    Логин:
    Пароль:
    ПОИСК ПО САЙТУ
    ПАРТНЕРЫ САЙТА
    СТАТИСТИКА
    ОБЛАКО ТЕГОВ
    Гете Теория цвета Последовательный контраст Цветовая гармония Цветоведение Цветовые иллюзии Оптические цветовые иллюзии КОЛОР●ТОН2D композиционный генератор цвет в природе
    Copyright Одношивкин В.Н. © 2017